Образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

            

 

 

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

структурного подразделения Детский сад «Камушка»

 

 

на 2021-2022гг.

 

 

 

 

 

 

п.Гайны, 2021год

 

 

Авторы составители:

№ п/п Фамилия, И.О. Должность
1 Семерикова Юлия Степановна старший воспитатель
2 Францева Людмила Алексеевна педагог-психолог
3 Аксёнова Анна Леонидовна воспитатель
4 Мышкина Елена Ивановна воспитатель
5 Созонова Марина Семёновна воспитатель

 

 

Рабочая программа воспитания рассмотрена / принята на заседании педагогического совета (протокол № 5 от «25» августа 2021 г.).

 

 

 

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.

 

 

 

 

№ п/п СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1 Пояснительная записка 4-5
2 Основные разделы программы  
2.1 Раздел 1. Целевой

Целевые ориентиры и планируемые результаты

6-11
2.2 Раздел 2. Содержательный 12-16
2.3 Раздел 3. Общие требования к условиям реализации программы воспитания 17
2.4 Раздел 4. Приложение 18

 

 

Пояснительная записка

 

Программа воспитания является дополнением к Основной образовательной программе дошкольного образования МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение Детский сад «Камушка».

В соответствии п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе возможно при тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений.

 

Основные направления воспитательной работы ДОУ:

Патриотическое – ценности Родины и природы.

Социальное – ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества.

Познавательное – ценность знания.

Физическое и оздоровительное – ценность здоровья.

Трудовое – ценность труда.

Этико-эстетическое – ценности культуры и красоты.

 

В МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение детский сад «Камушка» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Основной образовательной программы ДОУ, с учетом Примерной рабочей программы воспитания. Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Основной целью воспитательной работы в ДОУ  является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.

Ведущей в воспитательном процессе является игра. Игровая деятельность используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Её содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение игровой деятельности обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

С детьми всех возрастов в свободные часы проводится индивидуальная работа (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании (часто болеющие, хуже усваивающие учебный материал и т.д.).

 

Воспитательный процесс в детском саду организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет количественного накопления, через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

 

Приоритетным направлением в воспитательном процессе является физическое развитие и духовно-нравственное воспитание.

Успех физического развития зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режима, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется в соответствии с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя: духовность  (преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными), нравственность (принятие на себя ответственности за свои поступки, уважение и доверие к людям, помощь и поддержка, уважение к родителям, забота о старших и младших), патриотизм  (любовь к Родине, своему краю, своему народу). Выстраивая систему работы на основе духовно-нравственных ценностей, мы пытаемся сформировать тот фундамент нравственности ребенка, который в дальнейшем станет основой развития его личности.

 

Большое внимание важно уделять семейному воспитанию, сохранять его приоритет, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе. С этой целью в детском саду проводятся родительские собрания, консультации, беседы, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, применяются средства наглядной пропаганды (родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), родители привлекаются к проведению праздников, развлечений, театрализованной деятельности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Целевой

 

Целевые ориентиры и планируемые результаты

 

Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в дошкольной организации – личностное развитие воспитанников, которое основано на базовых ценностях нашего общества, таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Сотрудничество педагога и ребёнка, их партнерские отношения являются Важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

— развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;

— формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

— развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

— организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

— воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;

— объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

— создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

— уважительное отношение к результатам детского творчества; обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

 

Уклад образовательной организации

МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение Детский сад «Камушка» находится в сельской местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Место нахождения: Пермский край, Гайнский район, п Гайны, ул. Дзержинского. 21. В Детском саду функционирует 6 групп: для детей от 1,5 до 2 лет; от 2-3 лет; от 3-4 лет; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет. Режим работы: ежедневно с 08.00 ч. до 18.30 ч., кроме выходных (суббота и воскресенье)  и праздничных дней. В окружении детского сада находится частный сектор (жилые дома),  районная больница.

Социально значимые партнеры, с которыми сотрудничает дошкольное учреждение: детская библиотека, дом культуры, Пожарная часть, районная больница, краеведческий музей, им. А.Я. Созонова, Почта, ГИБДД, ДШИ «Гармония».

Большинство воспитанников детского сада воспитываются в полных семьях в благоприятных социально-экономических условиях и психологическом климате.

 

Общности (сообщества) ДОУ

Профессиональная общность: педагоги и другие сотрудники ДОУ.

В детском саду «Камушка»  работает 14 педагогов: заведующий структурным подразделением – 1, старший воспитатель – 1, воспитатели – 9, учитель-логопед – 1, педагог-психолог – 1, музыкальный руководитель – 1, инструктор по физическому воспитанию – 1.

Все педагоги имеют образование (высшее или среднее специальное).  Квалификация педагогов: высшая квалификационная категория – 1 чел., первая квалификационная категория – 7 чел., соответствие занимаемой должности – 4 чел.,

В своей работе педагоги и другие сотрудники ДОУ придерживаются принципов уважения, взаимопонимания, сотрудничества. Всегда вежливы по отношению друг к другу, к детям, их родителям (законным представителям) и другим посетителям детского сада, проявляя признаки гостеприимства.

Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

 

Воспитатели и другие сотрудники ДОУ должны:

  • быть примером в формированиинорм общения и поведения;
  • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

 

Профессионально-родительская общность: сотрудники ДОУ и все взрослые члены семей воспитанников.

Всех связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

 

Детско-взрослая общность: дети и взрослые

Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

В каждом возрасте и каждом случае она обладает своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

 

Детская общность

В структурном подразделении детский сад «Камушка» функционируют 6 возрастных групп детей: 2 группы детей раннего возраста (1,5-3г.), младшая группа (3-4 г.), средняя группа (4-5 л.), старшая группа (5-6 л.), подготовительная к школе группа (6-8 л.).

Необходимое условие полноценного развития личности ребенка – общество сверстников. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В филиалах ДОУ функционируют разновозрастные группы, в которых  обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

 

Культура поведения воспитателя в общностях

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

 

Социокультурный контекст

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В течение многих лет детский сад сотрудничает со следующими социальными партнёрами:

— детская библиотека: с детьми организуются экскурсии в библиотеку, где библиотекари проводят с детьми викторины, выставки рисунков, беседы, знакомят детей с новыми книжками, историями, прививают детям любовь к книге, умение слушать литературное произведение. Ежегодно библиотекари ведут образовательные встречи «Интересен мир книги» с детьми старших групп.

— Дом культуры: дети являются постоянными участниками концертов для жителей посёлка и округа. Участвуют в музыкальных и творческих конкурсах.

— МБОУ «Гайнская СОШ»: с учителями начальной школы организуются встречи с родителями будущих первоклассников, посещения занятий в подготовительных группах, уроков в первых классах с обсуждением адаптации детей к школе. Воспитатели организуют экскурсии к зданию школы и на межшкольный стадион.

— Пожарная часть: организация экскурсий, в ходе которых дети знакомятся с техникой, экипировкой пожарных. Представители пожарной части приглашаются на групповые и общие родительские собрания.

— Районная больница: педиатры и специалисты проводят запланированные осмотры детей в ДОУ, на собраниях рассказывают родителям о важности вакцинирования, профилактики заболеваний, о ЗОЖ.

— Краеведческий музей им. А.Я. Созонова: экскурсии на выставки, встречи с интересными людьми, участие в конкурсах и выставках, проведение мастер-классов и мероприятий с детьми и педагогами.

— ГИБДД: инспектор по пропаганде дорожного движения  организует с детьми, родителями и педагогами акции, конкурсы, флешмобы по закреплению правил дорожного движения. С участием родительской общественности проводятся акции  и проверки (ремни безопасности, детские удерживающие кресла).

— ДШИ «Гармония»: участие детей и педагогов в выставках и конкурсах, посещение их.

 

Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
    он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
    их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

 

Требования к планируемым результатам освоения Программы

Деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет)

 

Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)

Направление воспитания Ценности Показатели
Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру
Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.
Физическое и оздоровительное Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ДОУ, на природе.

Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое Культура

и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

 

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления воспитания Ценности Показатели
Патриотическое Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
Физическое и оздоровительное Здоровье Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Этико-эстетическое Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Содержательный

 Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
    к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

 

Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

  • Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
    с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
    в группе в различных ситуациях.
  • Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  • Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

 

При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
  • учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
  • создавать доброжелательный психологический климат в группе.

 

Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  • развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  • формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  • приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

 

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организация экскурсий, просмотр доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
    и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

 

Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

 

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • введение оздоровительных традиций в ДОУ.

 

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Культурно-гигиенические навыки должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  • формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
    и чистоте тела;
  • формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.

 

Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

  • Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду
  • Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  • Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

 

Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

  • формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  • воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  • воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
  • развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  • формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы», по имени и отчеству;
    не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывать умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;
  • организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

 

 

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания

В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО.

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа.

Виды и формы деятельности построения сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы:

— родительские собрания;

— индивидуальные консультации, беседы;

— посещение на дому;

-тематические консультации;

— родительские чтения;

— проведение совместных праздников;

— сообщества в соцсетях.

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Организационный

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  • Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
  • Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  • Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
  • Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Уклад устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Календарный план воспитательной работы МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение Детский сад «Камушка» на 2021/22 год

Календарный план воспитательной работы МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение Детский сад «Камушка» составлен в развитие рабочей программы воспитания структурного подразделения Детский сад «Камушка» с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками структурного подразделения Детский сад «Камушка» в 2021/22 году.

 

Музыкальное развлечение «Здравствуй детский сад!»

сентябрь Воспитатели, музыкальный руководитель
Музыкальный праздник «Осень в гости к нам пришла». сентябрь  
Музыкальный концерт «Бабушек и дедушек мы очень крепко любим» октябрь  
Музыкальное развлечение: «Мамочку свою очень я люблю» ноябрь  
Новогодний утренник

 

декабрь  
 «Прощание с елочкой»

 

 

январь  
Музыкальное развлечение День Защиты отечества «Есть такая профессия – Родину защищать» февраль  
Музыкальное развлечение: «8 марта – день весенний» март  
Музыкальное развлечение: «1 апреля — День смеха!» апрель  
Участие на выпускном балле «До свидания детский сад!» май  

 

2.Праздники, развлечения, музыкальные театрализованные представления для детей старшего дошкольного возраста
  Музыкальное развлечение: «День знаний» Сентябрь  
  Музыкальный праздник: «Осень в гости к нам пришла»

Тематический утренник «Гайнскому району – 95 лет»

   
Октябрь  
  Концертная программа: «Мамочка, родная, я тебя люблю!» Ноябрь  
   
  «Новогодние утренники»

 

Декабрь  
   
  Музыкальное развлечение «Святки рождественские» Январь  
   
  «Рождественские колядки»

 

 

Январь

 
  Музыкальный утренник: «Женский день – 8 марта отмечает вся страна!»

 

 

Январь

 
  Музыкальное развлечение в честь Всероссийской недели музыки для детей и юношества  

Март

 
  Музыкальное развлечение: «День смеха» Апрель  
   
  Экологический праздник «День земли»

 

             Апрель  
  Концертная программа, посвящённая «Дню победы!» Май  
   
  Музыкальный бал для подготовительной группы «До свидания, детский сад!» Май  

 

 

3.Спортивные праздники и развлечения

младший и средний дошкольный возраст

1.              «В поисках пиратского клада» Сентябрь  

Воспитатели младшей, средней групп

3. «Мы смелые и умелые» Октябрь  

Воспитатели младшей, средней групп

4. «Зимние        радости»       — младшая, средняя группы вторая Декабрь  

Воспитатели младшей, средней групп

5.             «Мини Лыжня России 2022»

6.             «Мы Мороза не боимся»

Февраль Воспитатели младшей, средней групп
7. «Спорт – это сила и здоровье» — вторая младшая и средняя группы       Апрель Воспитатели младшей, средней групп
 

4.Спортивные праздники и развлечения

старший дошкольный возраст

1. «Весёлые старты» Сентябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
2. «Осенний кросс» Сентябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
3.«Народные подвижные игры» Октябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
3. «Подвижные игры» Ноябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
4. «Курс молодого бойца» Декабрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
5. «Зимние состязания – зимний спортивный праздник» Январь Воспитатели старшей и подготовительной групп
6.             «Зимние катания»

7.             «Мини Лыжня России 2022»

Февраль Воспитатели старшей и подготовительной групп
8.  «Широкая Масленица»             Март Воспитатели старшей и подготовительной групп
9. «Путешествие в Спортландию» Апрель Воспитатели старшей и подготовительной групп
10. «Весенний кросс»             Май Воспитатели старшей и подготовительной групп

 

  • Выставки и конкурсы

 

Проводимые мероприятия Время проведения
1.   Смотр-конкурс «Лучшая развивающая среда»

2.   Выставка «Волшебный сундучок осени»

3.   «Безопасный переход «Зебра» — выставка рисунков и коллажей

Сентябрь
4.Выставка рисунков и декоративно-прикладного творчества, фотографий

«Мы с бабушкой и дедушкой друзья»

5.Фотовыставка «Я люблю родные просторы»

6. Конкурс центров пожарной безопасности

«Техника в нашей жизни»- выставка рисунков

Октябрь
7.Конкурс «Семейные экологические проекты»

8.Выставка рисунков «Загляните в мамины глаза»

Ноябрь
  9. Смотр-конкурс «Лучший центр опытно-экспериментальной деятельности в группе» (уголок экспериментирования)

10. «Мы нужны друг другу» — фотогалерея, посвященная дню матери

11.«Вот оно счастье!» — конкурс плакатов в  рамках всемирного дня ребенка

Ноябрь
12.Смотр-конкурс по оформлению групп к новому году «Новый год у порога»

13.Выставка «Новогоднее чудо»

14 «Мультгерои на новогодней елке» — конкурс игрушек на елку

15  «Дорожный знак  на новогодней елке» — конкурс игрушек на елку

Декабрь
 16. Смотр-конкурс зимних участков «Безопасная прогулка»

17. «Мой ребенок под защитой» — конкурс поделок по ПДД

Январь
18. Выставка рисунков «На страже Родины»

19. Выставка детского технического творчества к 23 февраля

Февраль
20.Выставка «Подарок для любимой мамочки»

21. «Весенний день» — смотр весеннего оформления в группах

Март
22.«Сбережём нашу планету». Плакаты, рисунки (родители, дети)

23.Конкурс чтецов ко Дню Победы

24.«Мы этой памяти верны» — смотр центра патриотического воспитания в группах

Апрель
  25.Тематический утренник «Весна Победы». Бессмертный полк «Мы помним, мы гордимся»

26.«Герб семьи» — выставка в рамках международного дня семьи

27. Смотр выносного материала в группах

Май

Программное методическое обеспечение

  • Конструирование из строительного материала: Средняя группа. Куцакова Л.В.; Старшая группа. Куцакова Л.В; Подготовительная к школе группа. Куцакова Л.В.
  • Ознакомление с природой в детском саду: Первая младшая группа. Соломенникова О.А.; вторая  младшая группа. Соломенникова О.А.; средняя группа.  Соломенникова О.А.; старшая группа. Соломенникова О.А.; подготовительная к школе группа. Соломенникова О.А.
  • Ознакомление с предметным и социальным окружением: Вторая младшая группа. Дыбина О.В.; средняя группа. Дыбина О.В; старшая группа. Дыбина О.В; подготовительная к школе группа. Дыбина О.В.
  • Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Галимов О.Р.
  • Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
  • Развитие познавательных способностей дошкольников. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л.
  • Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Шиян О.А.
  • Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Павлова Л.Ю.
  • Формирование элементарных математических представлений. Первая младшая группа. Помораева И.А., Позина В.А.; Вторая младшая группа. Помораева И.А., Позина В.А.; Средняя группа. Помораева И.А., Позина В.А.; Старшая группа. Помораева И.А., Позина В.А.; Подготовительная к школе группа Помораева И.А., Позина В.А.
  • Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
  • Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ.
  • Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»
  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» младшая группа (3-4 года) / Ред-сост. В.А. Вилюнова.
  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» средняя группа (4-5 лет) / Ред-сост. А.А. Бывшева.
  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» старшая группа (5-6 лет) / Ред-сост. А.А. Бывшева.
  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» подготовительная группа (6-7 лет ) / Ред-сост. В.А. Вилюнова.